Пятница, 29.03.2024, 03:06
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Времена года

«Времена года»

Курс интегрированной образовательной деятельности для детей 6 лет

 

Л.Д.Постоева, педагог-психолог,

Г.А.Лукина, воспитатель,

МКДОУ детский сад компенсирующего вида «Родничок»,

г.Бородино, Красноярский край

 

 

Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы –

могучий толчок для стремительного потока мыслей.

В.А.Сухомлинский

 

    Психологическая образовательная деятельность с детьми представляет собой особую форму работы вне расписания непосредственно образовательной деятельности, поэтому согласно инструктивно-методическому  письму  Министерства образования РФ от 14.03 2000г. №65/23-16 проведение интегрированной образовательной деятельности наиболее целесообразно. Поскольку она решает многие задачи развития детей, строится на разных видах деятельности и позволяет не превышать допустимой образовательной  нагрузки.

    Эффективным взаимодействием является совместная деятельность педагога-психолога и воспитателя, благодаря которому найден  один из основных путей совершенствования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

    В норме к 6 годам ребёнок умеет различать и называть основные цвета, рисовать с помощью разных приёмов. У дошкольника хорошо развиты общая и мелкая моторика, внимание, память, связная речь. Он умеет строить отношения со сверстниками и взрослыми и уже имеет определённый статус в группе.

    Однако ему ещё есть чему поучиться: различать и называть не только основные цвета, но и их оттенки, применять более сложные техники в работе с красками, рисовать элементарный пейзаж или сюжетный рисунок. В сфере межличностного общения тоже существует множество ситуаций, в которых ребёнку ещё только предстоит вникнуть.

    Известно, что классическая музыка, поэзия, проза, живопись имеют сильное влияние на впечатлительную натуру ребёнка. Воздействуя на чувства и эмоции, они побуждают маленького человека к творчеству.

    В дошкольном возрасте особое значение имеет развитие восприятия, воображения, образного мышления. Дети передают своё настроение, эмоции и ощущения с помощью кисти и красок. В этом огромную помощь оказывает изобразительное искусство, в частности, один из самых его эмоциональных жанров – пейзажная живопись. Это не просто изображение общих свойств природы, её естественных закономерностей (времени года, суток, погоды), это также и выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств ребёнка. Дети могут многое сказать руками, не обладая в полной мере возможностью выразить свои ощущения и чувства словами, часто изображая не то, что они видят, а то, что чувствуют. Именно поэтому детские рисунки бывают непонятны взрослым. Мир, который окружает ребёнка, - «это мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» - писал В.А.Сухомлинский. погружаясь в него, впитывая его звуки, запахи, краски, наслаждаясь гармонией, ребёнок совершенствуется как личность.

    Уникальность курса «Времена года» состоит именно в интеграции всевозможных воздействий на восприятие, чувства, мысли, память ребёнка перед  рисованием.

    Точно подобранные игры и упражнения, классическая музыка, выразительное чтение литературных произведений педагогами, предварительные беседы дают максимальный эффект передачи красками полученных впечатлений.

    Дети не просто копируют увиденное изображение природы – они рисуют, подключая воображение, память, эмоции, ведь природа является источником эмоционального воздействия на человека, вызывая его различные настроения.

    Личностно-ориентированный подход при реализации интегрированной образовательной деятельности позволяет вызывать положительные эмоции у детей. А положительные эмоции являются двигателем раскрытия потенциальных возможностей.

    Курс состоит из 10 занимательных дел, структура которых разработана с учётом возрастных особенностей детей 6 лет:

1.     Вспоминаем  лето.

2.     Скоро осень.

3.     Осень.

4.     Ждём зиму.

5.     Зима пришла.

6.     У нас в гостях Зимушка-Зима.

7.     Весне дорогу.

8.     Скоро лето.

9.     Лето.

10.Времена года.

    Основные задачи НОД:

¾    создание положительного эмоционального настроя в группе;

¾    снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности;

¾    воспитание межличностного доверия, группового сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым;

¾    развитие произвольного поведения;

¾    развитие тактильной чувствительности и зрительно-двигательной координации;

¾    развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения;

¾    развитие интереса к художественной деятельности, к музыке;

¾    способствование развитию гармоничной личности каждого ребёнка;

¾    формирование положительной самооценки;

¾    развитие познавательной активности, творческих способностей;

¾    обогащение знаний об окружающем мире;

¾    обучение новым приёмам рисования и развитие умения экспериментировать.

 

Рецензенты:

М.А.Фёдорова, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования КК ИПК и ПП РО.

Е.Н.Шемберг, методист, старший преподаватель кафедры философии, педагогики и психологии КК ИПК и ПП РО.

 

Курс НОД «Времена года» является частью методического пособия «Интегрированные развивающие занятия для дошкольников» изданного издательством «НКЦ», М. в 2010г. и 2013г.

http://www.nbcmedia.ru/books/item/152/


Категория: Мои статьи | Добавил: Levistus (08.01.2014)
Просмотров: 334 | Рейтинг: 4.2/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]