Главная » Статьи » Мои статьи |
«Времена
года» Курс интегрированной образовательной
деятельности для детей 6 лет
Л.Д.Постоева,
педагог-психолог, Г.А.Лукина,
воспитатель, МКДОУ
детский сад компенсирующего вида «Родничок», г.Бородино,
Красноярский край
Искреннее
изумление перед открывшейся тайной природы – могучий
толчок для стремительного потока мыслей. В.А.Сухомлинский
Психологическая
образовательная деятельность с детьми представляет собой особую форму работы
вне расписания непосредственно образовательной деятельности, поэтому согласно
инструктивно-методическому письму Министерства образования РФ от 14.03 2000г.
№65/23-16 проведение интегрированной образовательной деятельности наиболее
целесообразно. Поскольку она решает многие задачи развития детей, строится на
разных видах деятельности и позволяет не превышать допустимой
образовательной нагрузки. Эффективным
взаимодействием является совместная деятельность педагога-психолога и
воспитателя, благодаря которому найден
один из основных путей совершенствования здоровьесберегающих технологий
в ДОУ. В норме к 6 годам
ребёнок умеет различать и называть основные цвета, рисовать с помощью разных
приёмов. У дошкольника хорошо развиты общая и мелкая моторика, внимание,
память, связная речь. Он умеет строить отношения со сверстниками и взрослыми и
уже имеет определённый статус в группе. Однако ему ещё есть
чему поучиться: различать и называть не только основные цвета, но и их оттенки,
применять более сложные техники в работе с красками, рисовать элементарный
пейзаж или сюжетный рисунок. В сфере межличностного общения тоже существует
множество ситуаций, в которых ребёнку ещё только предстоит вникнуть. Известно, что
классическая музыка, поэзия, проза, живопись имеют сильное влияние на
впечатлительную натуру ребёнка. Воздействуя на чувства и эмоции, они побуждают
маленького человека к творчеству. В дошкольном возрасте
особое значение имеет развитие восприятия, воображения, образного мышления.
Дети передают своё настроение, эмоции и ощущения с помощью кисти и красок. В
этом огромную помощь оказывает изобразительное искусство, в частности, один из
самых его эмоциональных жанров – пейзажная живопись. Это не просто изображение
общих свойств природы, её естественных закономерностей (времени года, суток,
погоды), это также и выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств ребёнка.
Дети могут многое сказать руками, не обладая в полной мере возможностью
выразить свои ощущения и чувства словами, часто изображая не то, что они видят,
а то, что чувствуют. Именно поэтому детские рисунки бывают непонятны взрослым.
Мир, который окружает ребёнка, - «это мир природы, с безграничным богатством
явлений, с неисчерпаемой красотой» - писал В.А.Сухомлинский. погружаясь в него,
впитывая его звуки, запахи, краски, наслаждаясь гармонией, ребёнок
совершенствуется как личность. Уникальность курса
«Времена года» состоит именно в интеграции всевозможных воздействий на
восприятие, чувства, мысли, память ребёнка перед рисованием. Точно подобранные игры
и упражнения, классическая музыка, выразительное чтение литературных
произведений педагогами, предварительные беседы дают максимальный эффект
передачи красками полученных впечатлений. Дети не просто копируют увиденное изображение
природы – они рисуют, подключая воображение, память, эмоции, ведь природа
является источником эмоционального воздействия на человека, вызывая его
различные настроения.
Личностно-ориентированный подход при реализации интегрированной
образовательной деятельности позволяет вызывать положительные эмоции у детей. А
положительные эмоции являются двигателем раскрытия потенциальных возможностей. Курс
состоит из 10 занимательных дел, структура которых разработана с учётом возрастных
особенностей детей 6 лет: 1. Вспоминаем лето. 2. Скоро
осень. 3. Осень. 4. Ждём зиму. 5. Зима
пришла. 6. У нас в
гостях Зимушка-Зима. 7. Весне
дорогу. 8. Скоро
лето. 9. Лето. 10.Времена
года. Основные задачи НОД: ¾ создание
положительного эмоционального настроя в группе; ¾ снятие
эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности; ¾ воспитание
межличностного доверия, группового сотрудничества, доброжелательного отношения
к сверстникам и взрослым; ¾ развитие
произвольного поведения; ¾ развитие
тактильной чувствительности и зрительно-двигательной координации; ¾ развитие
наблюдательности, внимания, памяти, воображения; ¾ развитие
интереса к художественной деятельности, к музыке; ¾ способствование
развитию гармоничной личности каждого ребёнка; ¾ формирование
положительной самооценки; ¾ развитие
познавательной активности, творческих способностей; ¾ обогащение
знаний об окружающем мире; ¾ обучение
новым приёмам рисования и развитие умения экспериментировать.
Рецензенты: М.А.Фёдорова, старший
преподаватель кафедры дошкольного и начального образования КК ИПК и ПП РО. Е.Н.Шемберг, методист,
старший преподаватель кафедры философии, педагогики и психологии КК ИПК и ПП
РО.
Курс НОД «Времена года» является частью методического пособия
«Интегрированные развивающие занятия для дошкольников» изданного издательством
«НКЦ», М. в 2010г. и 2013г. http://www.nbcmedia.ru/books/item/152/ | |
Просмотров: 334 | |
Всего комментариев: 0 | |