Вторник, 18.12.2018, 14:04
Приветствую Вас, Гость

Эссе «Я – современный педагог?!»

Г.А.Лукина, воспитатель,

МКДОУ детский сад компенсирующего вида «Родничок».

     Детский сад – удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться, где каждый ребёнок – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее.  В этой стране и уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их воспитателями. Да, для меня «воспитатель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа…  Для меня  быть воспитателем – это и значит жить.  Я с достоинством говорю о своей профессии и понимаю её значимость, когда утром встречаю радостных, искренних, непосредственных ребятишек. Ведь каждый ребёнок это отдельный мир, со своими желаниями, чувствами, настроением, взглядом на всё окружающее его.

     Наш детский сад посещают дети, имеющие речевые нарушения. При коррекционно-развивающем обучении у ребёнка существует физиологическая необходимость чувствовать себя спокойно и хорошо. Личностно-ориентированный подход при  определённой системе позволяет вызывать положительные эмоции у детей, имеющих речевые нарушения. А положительные эмоции являются двигателем раскрытия потенциальных возможностей, природных склонностей, новых резервов, коррекции развития личности дошкольника.  Через систему сложившейся у меня педагогической деятельности учу своих воспитанников счастью человеческого общения, взаимопонимания, счастью творческого, созидательного труда, чтобы проявились индивидуальность, неповторимость, личность каждого из них. Поэтому с первых дней пребывания ребёнка в детском саду, начинаю рисовать яркую, красочную картину детского счастья – радугу.  Цвета в ней соединяю смехом и радостью, вниманием и любовью, непосредственностью и искренностью, творчеством, познанием  и дружбой.    Набираю краски и рисую красную полосу  в радуге,  она первая и придаёт радостную активность, вдохновение, а кому-то настороженность перед новым. Ребята входят в игру, погружаются в мир цвета и фантазии, а для меня важно, чтобы их игровая деятельность была успешной.

     Дети рисуют весёлые, озорные, яркие  картины ручками, ножками, и  я знаю, что в этот момент при тактильных контактах с краской и бумагой снимаются страхи, неуверенность, мышечное напряжение. И  от этого ребята получают много радости. Настроение остаётся хорошим на весь день.

     Осваивая данную технику, снимая напряжение, веря в свои силы, я рисую  оранжевой краской. Она  оказывает активизирующее действие, и дети легко справляются, не теряя интереса к деятельности, продолжают играть.

     Ребята растут. И вот, уже пора добавить жёлтого цвета в радугу, для развития любознательности, познания нового. В.А.Сухомлинский считал, что знакомить детей с каждым предметом окружающего мира надо в связях с другими предметами, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». И им открывается мир цветных фантазий. Здесь я применяю свои знания, умения, педагогический такт, чтобы помочь детям войти в этот мир,  принять новое. Осторожно знакомлю с разными видами нетрадиционных изобразительных средств, с разнообразием цветов, окружаю вниманием и любовью. Создавая атмосферу безопасности и надёжности, рассказываю сказки, дети  рисуют, слушая чудесную музыку, которая звучит или  является в воображении детей.

     И настаёт тот момент, желание ребёнка самостоятельно выражать свой мир в ярких цветах.  В радугу добавляю зелёный цвет, который способствует внутренней стабильности, уверенности, достоинству. И мы видим самостоятельные работы детей, не всегда понятные нам, но понятные ребёнку и он может рассказать про каждую точку, про каждый мазок.

     Рисуя голубую и синюю полосы  в радуге, придаю уверенности детям в свои силы, спокойствие. И мы входим в мир сказки. Игра предполагает рассказывание и одновременную зарисовку, творческое изменение событий. У игры со сказками есть правила, которые  ребята учатся выполнять. Такие сказки можно продолжать длительно, но важно уловить нужный момент и закончить сказку. Ведь вовремя законченная сказка является фундаментом для дальнейшего творчества.

     Работа с красками не всегда завершается хорошим настроением и, чтобы сохранить вдохновение,  учу ребят вариативности в любых непредвиденных ситуациях, например, предлагаю превратить кляксу, пятно, каплю, неполучившегося зверька во что-то другое, изменив сюжет рисунка.  Предлагаю изменить время года, добавляя новые цвета. Настроение сохраняется, и ребёнок получает новый опыт.

     И теперь все вместе набираем фиолетовую краску и добавляем последний цвет в нашу радугу. Он помогает укрепить уверенность в себе, в свои силы, активизирует на дальнейшее творчество.

     И вот, картина готова. Радуга, на голубом небе сияет, яркими цветами. На протяжении нескольких лет насыщаю и соединяю цвета в радуге вниманием, доверием, искренностью, добротой, смехом, радостью, творчеством и познанием.

     Педагогическая практика показала, что больше возможности для формирования творческих способностей у детей представляет образовательная деятельность с использованием нетрадиционных методов рисования. Играя с красками ребёнок, спокоен, открыт и уверен, что получится и получится хорошо, он полностью отдаётся творчеству. А в этот момент включаются зрительные и двигательные анализаторы, развиваются интеллектуальные способности: память, внимание, мышление, речь. Ребёнок начинает думать, анализировать, сравнивать, воображать. Активизируется словарный запас, включается усилие. Он начинает трудиться, овладевает умениями, учится вариативности, приобретает опыт.  И наша радуга ещё ярче начинает переливаться всеми цветами от детской радости, от смеха, от улыбок, от счастливых лиц детей.

     Я считаю, что настоящий воспитатель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания воспитанника и вместе с ним совершить восхождение. Это мой главный принцип, которым я руководствуюсь в своей педагогической деятельности.