Главная » Статьи » Мои статьи |
Лукина Г.А. воспитатель, МКДОУ детский сад компенсирующего вида «Родничок», г. Бородино, Красноярский край
Развитие художественных способностей у
детей старшего возраста, имеющие нарушение речи, посредством игровой
деятельности.
Федеральными государственными требованиями
(ФГТ), реализация задач художественно эстетического развития происходит через
область « Художественное творчество»,
которая в свою очередь, объединяет в
себе традиционные и нетрадиционные виды продуктивной деятельности детей. А игра,
является ведущей деятельностью в
дошкольном возрасте и оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. Н.Н.Леонтьев доказал, что
ребёнок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом
деятельности, только в игре. Немецкий учёный К.Гросс,
называет игру изначальной школой познания окружающего мира. Дети в играх
относятся с полным вниманием к тому, что
доступно их пониманию, умению исполнения.(5) Важным условием результативности
педагогической деятельности в области « Художественное творчество» является соблюдение
принципа интеграции с другими областями, через, которое происходит приобщение детей
к разным видам искусства, а накопленные художественные впечатления сочетается с
их отражением в различных видах детского творчества. Для детей с речевыми нарушениями, со слабо развитой мелкой моторикой пальцев
рук, с рассеянным вниманием, важна мотивация для их привлечение к деятельности,
поэтому, на занятиях по рисованию использовались игры, игровые моменты, которые
позволяют интегрировать разные области, создавать положительные эмоциональные
состояния, помогают снять напряжение, скованность, преодолеть робость. Активировать
внимания, для включённости детей в
деятельность, для усвоения материала. А главное то, что игра в
рисовании, направлена на развитие личности, его психического и физического
здоровья, на формирование уверенности в
себе, в своих способностях возможностях.
На занятиях по рисованию использовались: -с\р игры ( игры « Путешествия»
на усвоение получения сложных цветов, оттенков.), -д\игры ( на усвоение техник
рисования), -эксперементы (нетрадиционное приёмы в рисовании), -сказки-зарисовки ( графика, анализ
и синтез предметов), -сказочно -игровые ситуации.
«Путешествие в страну цвета» (занятие для детей 5-6лет) Ребята предлагаю превратиться
в художников- пейзажистов. Одеваемся: шапочку, фартук, берём кисть, палитру с
красками. Готовы? Что пейзажисты изображают на своих картинах? Мы отправляемся в путешествие? Закройте
глазки, путешествие начинается. (воспитатель накрывает детей шифоновой тканью
зелёного цвета) 1-2-3-4-5 путешествуем опять.
Откройте глазки. Смотрите, кто нас встречает?( зелёный кузнечик Кузя) Мы
в стране какого цвета? (дети отвечают). - Как я рад вашему появлению. Меня зовут
Кузя. ( и подаёт детям руку, знакомится). -А мы? (дети-художники). -Вы художники? Я ещё больше
рад нашей встречи. Неподалеку от нас Волшебный лес и ему нужна помощь. Помогите
ребята. Кузя показывает на лес ( На
стене рисунок леса с не закрашенными листьями. Суть занятия: получение зелёного
цвета, и разных его оттенков, путём
смешивания), помогите вернуть ему прежнюю красоту. -Ребята поможем? Как это сделать? (дети предлагают закрасить зелёной
краской). -Вот видишь Кузя, так просто. -Но у нас нет краски зелёной и
поэтому наши леса теряют свою красоту. Как же нам быть? -Ребята, как мы можем им помочь? (получить, смешивая другие) Тогда предлагаю приступить к работе ( дети на палитрах получают зелёную краску разных
оттенков и раскрашивают листочки, оживляя лес, во время работы идёт обмен
опытом) По завершению работы, Кузя
благодарит за помощь и лес (запись голоса ) благодарит за помощь ребят. -Путешествие наше заканчивается
1-2-3-4-5 возвращаемся в группу опять. -Снимаем шапочку, фартук
складываем, убираем кисть и палитру. -Понравилось путешествие? Что
мы полезного сделали ? Что больше всего запомнилось? Как получить зелёный цвет?(
с+ж, +б,+ ч) Разные
виды игр в разное время
дают более эффективный результат. Эксперементы и сказки –зарисовки эффективней проводить во второй воловине дня,
не более 20-25 минут. -С/р, Д/и, Сказочно- игровые использовать в первой половине дня. На основе проведённого мониторинга по образовательной
области «
Художественное творчество» рисование: -составление
сюжета; -использование
выразительных средств; -оригинальность
исполнения; -знакомство
с прекрасным и миром искусства, подтверждается
эффективность использования игры на
занятиях по рисованию. На начало года результат по данной области составлял 61,9% На
конец года результат стал 67,7%, прирост составил 5,8% Игры, используемые на занятиях по
рисованию, помогают заинтересовать, привлечь внимание ребёнка, включить в деятельность,
вдохновить на творчество, этим развиваются художественные способности детей. Поэтому
конечный результат, то есть, рисунок
получается интересней, аккуратней
и с творческими элементами.
Список литературы: 1.Казаковой Р.Г. Рисование с
детьми дошкольного возраста. Творческий центр. М.2004. 2.Котенко Л.В. Что мы знаем о
цвете? Книголюб. М.2005. 3.Постоева Л.Д., Лукина
Г.А.Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет. Книголюб.М.2006. 4.Практика сказкотерапии/ под
ред. Сакович Н.А.Речь.С-П.2006. | |
Просмотров: 359 | |
Всего комментариев: 0 | |