Вторник, 23.10.2018, 06:12
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Интегрированный подход в здоровьесберегающей деятельности ДОУ

Интегрированный подход

в здоровьесберегающей деятельности ДОУ

 

Г.А.Лукина, Л.Д.Постоева, 

МДОУ детский сад компенсирующего вида «Родничок»,

г.Бородино, Красноярский край

 

          Психологические занятия с детьми в расписании дошкольных образовательных учреждений выделены как особая форма работы, вне сетки занятий, поэтому согласно письму Министерства образования РФ от 14.03.2000 г. № 65/23–16 «проведение интегрированных занятий наиболее целесообразно. Такие занятия решают многие задачи развития детей, строятся на разных видах деятельности и позволяют не превышать допустимой учебной нагрузки».[1]  Идея интегрированного, комплексного психолого-педагогического взаимодействия специалистов, по исследованиям, больше рассматривается в теоретическом, рекомендательном плане. Исходя из проблемы собственной практики –  повышенной тревожности выпускников детского сада и опираясь на нормативно-правовые документы, пришли к такому выводу, что проблема поиска путей совершенствования здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении на основе реализации интегрированного подхода является актуальной. Поэтому в нашей практике интеграция стала одной из ведущих видов деятельности в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Эффективным взаимодействием является совместная деятельность педагога-психолога и воспитателя. На базе муниципального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида «Родничок» г.Бородино Красноярского края в период с 2004 года по 2006 год разработали курсы интегрированных занятий для дошкольников, которые решают следующие задачи:

-   развитие познавательных и психических процессов у детей – восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения;

-    снижение тревожности  у детей дошкольного возраста;

-    достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции детей;

-    развитие коммуникативных навыков и умений у дошкольников;

-    развитие творческих способностей у детей  дошкольного возраста.

        Личностно-ориентированный подход при реализации курсов интегрированных занятий позволяет вызывать положительные эмоции у детей, а положительные эмоции являются двигателем раскрытия потенциальных возможностей, природных склонностей, новых резервов, коррекции развития личности дошкольника. Содержание занятий построено с учетом возрастных,  индивидуальных особенностей детей.

        Анализ результатов исследований по тревожности послужил стимулом для разработки курса интегрированных коррекционно-развивающих занятий для детей 4-5 лет «Поможем детям справиться с тревожностью». Курс (16 занятий) способствует снижению тревожности, формированию положительной самооценки, развитию коммуникативных навыков и творческих способностей.

      Занятия построены на синтезе нескольких видов восприятия и воображения. Предлагаем детям «шагнуть» вглубь изображения, к звенящему ручью или на лесную поляну, мысленно побыть бабочкой, вдыхая аромат цветка; гусеницей, пробирающейся сквозь травку; синичкой, парящей в воздухе и расслабиться. На занятиях постоянно создаётся ситуация успеха ребенка, которая в дальнейшем помогает ему свободно выражать свои мысли, чувства на листе при рисовании, используя нетрадиционные техники: рисование ладошкой, кулачком, пальчиками. Ребенок опускает в гуашь ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисует и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. Пальчиками наносит точки, пятнышки на бумагу.        

      Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию у ребенка уверенности в своих силах «у меня получится и получится красиво!», так как не требует особых умений и навыков в изображении.

 Занятия разработаны с постепенным усложнением заданий.

   Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается. Происходит расширение эмоционального опыта, что позволяет создать свой собственный эмоциональный фонд. Положительные эмоции, радостные переживания, которые сопровождают занятия, превосходно мотивируют и стимулируют познавательный интерес у каждого ребенка. Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия для ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция воспитательного процесса.

        Поступая в детский сад, ребёнок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми ему предстоит войти в контакт и наладить взаимоотношения. В такой ситуации взрослым нужно объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребёнка, развития его умения общаться со сверстниками. Адаптация к условиям дошкольного образовательного учреждения является начальным этапом социализации ребенка. Курс интегрированных развивающих занятий для детей 3 лет «Путешествие в страну красок» имеет профилактическую направленность в отношении адаптации детей к изменяющимся жизненным обстоятельствам. Другой важной составляющей данного курса, состоящего из 16 занятий,  является развитие познавательной деятельности. Занятия построены на восприятии, так как в возрасте 3 лет ведущей функцией является восприятие, на основе которого развиваются память, внимание, мышление и речь. Роль восприятия в формировании  картины мира  велика. Издавна цвет считался одним из важнейших свойств предметов и явлений окружающей среды. Воспринимая предметы повседневной жизни, действуя с ними, ребенок далеко не сразу вычленяет и осознает их формы. Малыша привлекает цвет. Занятия этого курса помогают детям испытать чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой и водой. Тонкой чувствительностью обладают не только пальцы рук, но и ноги. После работы с красками дети моют руки, ноги и растирают ступни полотенцем. Массаж снижает возбуждение малышей и оказывает благоприятное воздействие на психическое самочувствие в целом.

        А в ходе путешествия дети играют в любимую игру с раннего возраста. Эта игра называется «Прятки». Эффект в том, что в результате превращения, взгляд ребенка на окружающий мир становится цветным. Используются отрезы прозрачного шифона, которым накрываем детей и предлагаем отправиться в путешествие, в страну Красок, где дети и знакомятся с цветом через визуальные ощущения. В этом возрасте они эмоциональны и впечатлительны. Занятия построены с учетом этих особенностей развития. Они любят играть с игрушками и реальными предметами, что способствует развитию восприятия.

   Для практического психолога поведение ребёнка, развитие его эмоциональной сферы являются важным показателем в понимании мира маленьким человеком, и свидетельствует о его психическом состоянии и возможных перспективах развития. Именно поэтому мы стремимся к установлению тесных эмоциональных контактов с ребёнком, так как взаимоотношения с другими людьми — важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и т. д.

          В норме к 6 годам ребенок умеет различать и называть основные цвета, рисовать с помощью разных приемов. У дошкольника хорошо развиты общая и мелкая моторика, внимание, память, связная речь. Он умеет строить отношения со сверстниками и взрослыми и уже имеет определенный статус в группе. Однако ему еще есть чему поучиться: различать и называть не только основные цвета, но и их оттенки, применять более сложные техники в работе с красками, рисовать элементарный пейзаж или сюжетный рисунок. В сфере межличностного общения тоже существует множество ситуаций, в которые ребенку еще только предстоит вникнуть. Известно, что классическая музыка, поэзия, проза, живопись имеют сильное влияние на впечатлительную душу ребенка. Воздействуя на чувства и эмоции, они побуждают маленького человека к творчеству.

         В дошкольном возрасте особое значение имеет развитие восприятия, воображения, образного мышления. Дети передают свое настроение, эмоции и ощущения с помощью кисти и красок. В этом огромную помощь оказывает изобразительное искусство, в частности, один из самых его эмоциональных жанров — пейзажная живопись. Это не просто изображение общих свойств природы, ее естественных закономерностей (времени года, суток, погоды), это также и выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств ребенка. Дети могут многое сказать руками, не обладая в полной мере возможностью выразить свои ощущения и чувства словами, часто изображая не то, что они видят, а то, что чувствуют. Именно поэтому детские рисунки иногда непонятны взрослым. «Мир, который окружает ребенка, — «это мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» — говорил В. А. Сухомлинский. Погружаясь в него, впитывая его звуки, запахи, краски, наслаждаясь гармонией, ребенок совершенствуется как личность».[2]  Уникальность курса интегрированных развивающих занятий для детей 6 лет «Времена года» (10 занятий) состоит именно в интеграции всевозможных воздействий на восприятие, чувства, мысли, память ребенка перед актом творчества — рисованием. Точно подобранные игры и упражнения, классическая музыка, выразительное чтение литературных произведений, предварительные беседы дают максимальный эффект передачи красками полученных впечатлений. Дети не просто копируют увиденное изображение природы — они рисуют, подключая воображение, память, эмоции, ведь природа является источником эмоционального воздействия на человека, вызывая его различные настроения.

         Апробация и внедрение разработанных курсов интегрированных занятий показала, что созданные условия для развития детей в соответствии с их возрастными особенностями, которые предусматривают курсы,  дают хорошие результаты:

-   знание сенсорных эталонов (цвет) у детей 3 лет после внедрения занятий «Путешествие в страну красок» повысилось на 30,28%  (с 39,6% на 69,88%);

-  тревожность  детей  с 50% снизилась до 18%  после внедрения курса «Поможем детям справиться с тревожностью»;

-     после проведения  курса «Времена года» мониторинг показал преобладание положительных эмоций у детей.

Это говорит о благополучии детей на основе эмоциональной удовлетворенности личности своим коллективом, своей позицией.

         Проведение интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста позволяет не только решать  коррекционно-развивающие задачи, но и оказывает позитивное влияние на повышение профессионального мастерства педагогов.  Интегративно-педагогическая деятельность требует тщательной координации действий взрослых друг с другом, тщательного определения ими оптимальной нагрузки на детей, четкости, компактности и логической взаимосвязанности в подборе материала.

     

 Литература:

1. Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000, №65/23-16

2. Дмитриев Ю.Д.  О природе для больших и маленьких. М.: Педагогика, 1982.  с.6
Категория: Мои статьи | Добавил: Levistus (29.01.2014)
Просмотров: 438 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]