Главная » Статьи » Мои статьи |
«И речью новой живопись лучится, от речи той исходит благодать, и у искусства
хочется учиться, чтоб обо всем друг другу рассказать» автор неизвестен Фантастический мир сказок, наполненный
чудесами, тайнами, всегда привлекает детей. Они с радостью погружаются в
воображаемый нереальный мир, активно действуют в нем, творчески преображают
его. Все происходящее в сказках, дети воспринимают реально. Это требует их
внутренний мир. Рассказывание сказок, историй – древнейший
способ человеческого общения и, пожалуй, наиболее подходящий детям. Сказка
должна быть понятной и рассказана на языке детской фантазии и воображения. Это
волшебный мир, в котором ребенок чувствует себя комфортно, где возможны самые непредсказуемые
сочетания событий и героев, но из которых ребенок берет с легкостью информацию
для жизни в реальном мире. А рассказывание сказок с одновременной зарисовкой и
творческим изменением событий дают возможность развить ряд необходимых
психических процессов. Я разрабатываю комплекс сказок-зарисовок для
детей старшего и подготовительного возраста с определенными правилами: ·
Точное
указание места расположения предметов и героев; · Изображение
предметов и героев в синтезе геометрических фигур (это дает возможность
быстрого исполнения, сохранения настроения и идеи сказки); ·
Участие
детей в творческом изменении ситуации; ·
ИЗО
средства. Новые друзья сказка-зарисовка
- Вхождение в сказку; - Сказка. Жил-был автомобиль. Жил
он в большом городе, где было много машин (дети
продолжают, далее д.п.), шумные улицы, большие дома. Работал с утра до ночи (д.п.) возил людей, грузы. Однажды летним ясным
днем он ехал по шоссе, мимо мелькали деревья. Вдруг он увидел за деревьями
много света. Не удержался автомобиль, свернул с дороги (д.п.) аккуратно
объезжая деревья и цветы,
он выехал на
поляну, залитую солнечным светом (центр листа). Его глаза в удивлении
распахнулись от такой красоты, удивление сменилось восторгом, и его губы
расплылись в улыбке (дети рисуют).
Вокруг цветы: (д.п.) ромашки, колокольчики,
незабудки, маки, васильки (дети рисуют). Он
слушал пение птиц, любовался порхающими над цветами бабочками (д.п.) Сорока-белобока облетела лес и рассказала о
невиданном госте. И
звери стали собираться вокруг поляны. В
нижнем
правом углу из-за куста выглядывал медвежонок (дети рисуют). С левой стороны листа под двумя ёлками
притаились зайчиха с зайчонком (дети
рисуют). В верхней части листа на большом дереве устроилась белочка (дети рисуют). В нижнем левом углу в
цветах спрятался лисенок (дети рисуют). Вдруг автомобиль услышал шорох. (д.п.) Кто там? Выходи, пожалуйста! Доброжелательно с
улыбкой сказал автомобиль. Его улыбка и ласковый голос успокоил лесных жителей.
Они потихоньку стали выходить на поляну. (д.п.)
И через
несколько минут им всем было весело и хорошо! Автомобиль рассказывал о большом
и шумном городе. Автомобиль
часто навещал своих новых друзей!
Теремок сказка-зарисовка (отрывок) - Вхождение в сказку; - Сказка. Стоит
на поляне (центр листа) теремок, он не низок, не высок (2 этажа), с оконцами
резными, с крышей расписной, с трубой кирпичной. В дом ведет крылечко, на
дверях колечко. (дети рисуют) Вокруг
поляны лес дремучий. В
верхнем
правом углу 7 ёлок. Как такой
лес называется? (дети отвечают). В
верхнем
левом углу 5 берез. Как такой лес
называется? (дети отвечают). В
нижнем
левом углу 2 ёлки, 3 березы. Как
такой лес называется? (дети отвечают).
В нижнем
правом углу большой куст растет. Выбежала мышка из хвойного леса на
полянку, видит теремок стоит, поправила свой расписной сарафанчик (дети рисуют) и спрашивает: « Кто в
теремочке живет?» Тишина. Обрадовалась своей находке мышка, вошла. Дом большой,
светлый и печь есть, кашу можно варить, пироги печь. Вдруг слышит шум за окном.
Выглянула в окно и видит (д.п.) лягушка прыгает из-за
куста к домику. Спрашивает лягушка: «Кто в домике живет?» -
Я, мышка-норушка, а ты кто? (д.п.) -
Лягушка
путешественница. Пусти в теремок. Будем вместе жить. -
Что ты умеешь делать? -
Истории рассказывать. -
Истории – это хорошо, а что по хозяйству умеешь делать? -
Воду буду носить, посуду мыть. Стали
жить вдвоем. Мышка кашу варит, лягушка воду носит. Пригрело солнышко (рисуют над теремком) (д.п.) Села лягушка на окошко, да и уснула крепким
сном. Спит
и слышит кто-то (д.п.) кто-то пищит. Открыла
глаз, другой, видит комар на крылечке сидит, на скрипочке играет. (дети рисуют) и т.д….
Такие сказки можно продолжать долго,
творчество и интерес у детей огромен. Но очень важно уловить нужный момент и
закончить сказку. Ведь во время завершенная сказка является фундаментом для
дальнейшего творчества. Я корректно направляю и развиваю события для
заполнения детьми пространства листа. В результате от совместной деятельности
мы получаем массу удовольствия и завершенную творческую работу.
Галина Анатольевна Лукина, воспитатель, МДОУ «Детский сад компенсирующего вида «Родничок» г.Бородино Красноярского края. | |
Просмотров: 1668 | |
Всего комментариев: 0 | |